Abstract:
На сегодняшний день, по оценке Всемирного Банка, Казахстан является лидером по качеству регулирования среди сопредельных стран, включая экономических партнеров по СНГ и ЕАЭС. На протяжении прошлого десятилетия Казахстан демонстрировал устойчивый рост качества регулирования, но в последние несколько лет тренд на улучшение переломлен. Дальнейшая цифровизация контроля, расширение использования риск-ориентированного подхода, внедрение бесконтактных практик взаимодействия надзорных органов и проверяемых, клиентоориентированность государственных органов и расширение практики использования профилактического контроля вместо проверок, может способствовать возвращению положительной динамики Казахстана в международных рейтингах. Однако успех реформ будет зависеть от работы контрольно-надзорных органов и координирующей роли правительства Республики.
Однако в расчете на 100 зарегистрированных юридических лиц 2023 год стал годом минимального административного давления за всю доступную историю наблюдений.
В 2023 году закончился четырехлетний мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого бизнеса Республики Казахстан. В 2020-23 гг. произошло восстановление казахстанской экономики после пандемии COVID-19, а также реформирование системы контроля и надзора. Помимо существенных изменений правовой и цифровой инфраструктуры проверочной деятельности, за этот период произошло кратное снижение количества проверок и, как следствие, административного давления на экономических агентов. 2024 год является годом апробации достигнутых результатов реформы и проверки их на прочность. Мораторий является экстра- и временным управленческим решением, позволившим достигнуть наблюдаемого результата, но насколько изменилась внутренняя рутина ведомств, насколько глубоко внедрена система управления рисками при выборе объектов проверки и общая стратегия взаимодействия между контролером и поднадзорной организацией и не случится ли возврат к прежним показателям активности государственных органов, покажет именно новый 2024 год.
В настоящем отчете описывается деятельность всех органов страны в 2023 г. Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге совместно с Maqsut Narikbayev Institute for Network and Development при Университете КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева собрали доступные данные плановых проверок и профилактического контроля из Списка и графика проверок бизнеса на 2024 г., плановых и внеплановых проверок с информационного портала Комитета по правовой статистике и специальным учетам с 2015 по 2023 гг., а также извлекли дезагрегированные данные из Карты проверок предпринимателей за период с 2022 по сентябрь 2023 г., и объединили их в единую базу. Исследование позволяет узнать интенсивность этих мероприятий, их территориальное распределение, тип и способ проведения. Также представлено распределение проверок по ведомствам, отраслям и типам проверяемых субъектов.