Abstract:
Искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью современной жизни,
оказывая сложное воздействие на развитие личности. Настоящее исследование раскрывает
как положительные, так и отрицательные аспекты влияния ИИ на личностные качества
человека. Положительные эффекты включают расширение доступа к знаниям, развитие
аналитического и критического мышления, а также стимулирование мотивации к
самообучению и творческой самореализации. ИИ-технологии в образовании и психологии
способствуют персонализированному обучению и даже укреплению эмоционального
интеллекта, предоставляя новые возможности для личностного роста. Одновременно
выявляются и негативные последствия чрезмерной зависимости от ИИ: ослабление
самостоятельного критического мышления, формирование клипового (поверхностного)
стиля восприятия информации, снижение познавательной мотивации, риск социальной
изоляции и искажение ценностных ориентиров. В диссертации особое внимание уделяется
поиску баланса между активным использованием возможностей ИИ и сохранением
уникальных человеческих качеств. Проведен обзор современной литературы по проблеме,
включая работы по когнитивным стилям и цифровому мышлению (Карр, Волкова,
Велумян), доверию к ИИ (Sharan & Romano) и вовлеченности в взаимодействие с ИИ
(Леньков и др.), а также исследования по цифровизации образования (Крюков и др.),
социальным рискам для молодежи (Ходаев & Макарова), угрозам для смысловой сферы
личности (Меликов & Журинский), феномену клипового мышления и киберсоциализации.
Методология исследования носит количественный характер с акцентом на
корреляционный анализ. В заключение предлагаются рекомендации по ответственному
внедрению ИИ для гармоничного развития личности